Надежный запуск двигателя внутреннего сгорания возможен только при исправном аккумуляторе. Батарея питает не только стартер, но и электронные компоненты системы впрыска топлива. Срок службы батареи в среднем составляет от 3 до 8 лет – многое зависит от качества изготовления, условий эксплуатации и ухода.
Немного теории
Стартерные аккумуляторы могут оснащаться пробками в крышке, через которые оценивается уровень и состояние электролита или доливается дистиллированная вода. Но большинство батарей не имеет пробок, и относится к необслуживаемому типу. Ресурс АКБ зависит от конструкции – дешевые аккумуляторы имеют уменьшенное число пластин, что отрицательно сказывается на долговечности. Такие батареи в лучшем случае выдерживают 2-3 года эксплуатации – добиться от них лучшего результата невозможно.
Очистка от пыли
В процессе эксплуатации на корпусе батареи появляются следы от конденсата паров электролита, на которых оседает пыль. В результате замыкаются контакты и усиливается саморазряд. Протирка корпуса тряпкой, смоченной раствором нашатырного спирта, способствует продлению ресурса АКБ. Автомойка Печерский район. Корпус аккумулятора должен быть чистым и сухим, а на контактные штыри и клеммы проводов необходимо нанести специальную смазку.
Качество электролита
Проверка уровня и плотности электролита возможна только для батарей с пробками в банках. Для нормальной работы уровень электролита должен быть выше торцов пластин на 15 мм. Для доливания допускается применение только дистиллированной воды. Изменение цвета электролита указывает на обсыпку активной массы и быстрый выход батареи из строя.
Система зарядки
При выходе из строя регулятора напряжения происходит перезаряд аккумулятора, возможен выход из строя электронных компонентов и ламп. Из-за активного кипения уровень электролита падает, что приводит к обнажению кромок пластин с параллельной обсыпкой активной массы. Частицы шлама падают в нижнюю часть корпуса и запирают пластины, что приводит к выходу батареи из строя.
Не лучше всего сказывается на аккумуляторе и недозаряде. Проблема возникает при плохом натяжении ремня привода генератора, неисправности генератора или недостаточном времени работы системы зарядки. В результате начинаются процессы сульфатации пластин, приводящие к потере емкости батареи. При недостаточной зарядке аккумулятор не позволит запустить двигатель – подобная проблема часто встречается зимой. Кроме того, при малой плотности электролит замерзнет, а кристаллы льда необратимо повредят пластины.
Неправильное подключение оборудования
При ложном подключении к бортовой сети внештатной магнитолы увеличивается нагрузка на батарею, поскольку даже при отключенном зажигании магнитола потребляет ток. Источником утечки могут стать поврежденные провода, неправильно подключенная или настроенная сигнализация. В результате аккумулятор активно разряжается во время стоянки и не успевает заряжаться во время движения.
Чрезмерная нагрузка
Для запуска исправного двигателя требуется 2-3 секунды работы стартера. Если мотор не заводится, то нет смысла включать стартер на продолжительное время. Помимо интенсивной разрядки аккумулятора результата не будет. Целесообразнее найти поломку и устранить ее, а затем повторить попытку запуска.
Кратковременное включение фар зимой перед стартом было актуально в эпоху карбюраторных моторов и дизелей с механическим насосом. Электронная система управления подачей топлива потребляет ток не менее 10 А, потому аккумулятор начинает работать уже при повороте ключа. Включение дальнего света фар дает только дополнительную нагрузку на батарею. Кроме того, стартеры с планетарными редукторами, используемыми на современных моторах, обеспечивают понижение силы тока в момент работы.
Периодическая подзарядка от внешней сети
Если автомобиль ездит очень редко, то целесообразно ежемесячно проверять уровень зарядки вилкой погрузки или измерением плотности электролита при наличии пробок. Датчик зарядки поплавкового типа дает примерную информацию, так как измерение плотности идет только в одном банке. Имеет смысл раз в 2-3 месяца снимать батарею для зарядки от внешнего устройства. Если предусматривается длительный простой автомобиль, можно снять или выключить аккумулятор. Но при обратном подключении может потребоваться ввод кода для активации магнитолы.
Правильный крепеж
Вибрации оказывают негативное влияние на ресурс аккумулятора. Батарея должна быть надежно зафиксирована на площадке прижимной планкой или пластиной. Но не следует перетаскивать болты, поскольку при чрезмерном усилии на пластиковом корпусе появляются трещины.
Использование батареи с большей емкостью
Если на автомобиле установлено дополнительное мощное оборудование, можно использовать аккумулятор с увеличенной емкостью или установить дополнительную батарею. На машинах с электронной регулировкой регулятора генератора необходимо вносить сведения о емкости АКБ в блок управления, иначе возникнут проблемы при зарядке.
Менеджер зарядки используется на многих автомобилях европейского производства выпуска после 2005 г. Например такая система установлена на Renault Megane 3, VW Tiguan, VW Golf 6 поколения и выше. Менеджер подключен к цифровой шине данных и отслеживает нагрузку от потребителей, контролирует уровень заряда батареи. При нарушении баланса зарядки и потребления контроллер отключает часть нагрузки, а также обеспечивает минимизацию тока покоя. Есть. после остановки двигателя и закрытия двери, менеджер отключает нагрузку от АКБ. За счет использования системы контроля ресурс батарей достигает 8-9 лет вообще без подзарядки от внешней сети.