Для точного определения технического состояния силового агрегата без разборки необходимо произвести измерение компрессии поршневой группы. Это позволяет оценить давление сжатия в рабочих цилиндрах. Полученные данные сравниваются с заводскими, а если отклонения значительны, поршневая группа требует ремонта. Понимание того, как проверить компрессию позволяет выполнить эту процедуру самостоятельно. Если не обращать внимание на этот параметр, компрессия может снизиться до критических уровней, что приводит к следующим проблемам:

  1. Снижение тяговых характеристик двигателя из-за проникновения отработавших газов и горючей смеси в картер. Это одна из причин проверки компрессии.
  2. Ускоренное старение моторного масла из-за примесей горючей смеси.
  3. Увеличение расхода топлива из-за его утечки в картер.

Эксплуатация с низкой компрессией экономически невыгодна из-за вышеперечисленных проблем. Если измерения компрессии показывают отклонения от заводских норм, то необходимо готовиться к дорогостоящему ремонту поршневой группы. Причинами снижения компрессии могут быть:

  • Нагар на поршнях и стенках цилиндров;
  • Трещины на цилиндрах;
  • Прогорание поршней;
  • Повреждение прокладки ГБЦ;
  • деформация клапанов;
  • Загрязнение воздушного фильтра.

Поскольку внутренние части двигателя не видны, только проверка компрессии в цилиндрах позволяет выявить эти проблемы. Вот как можно выполнить эту диагностику.

Как измерить компрессию двигателя

Для этого используют специальный прибор – компрессометр, доступный в продаже. Есть также более дорогое устройство – компрессограф, дающий возможность графически фиксировать результаты измерений. Рассмотрим порядок действий для бензиновых и дизельных двигателей и как измерить компрессию без специальных приборов. Эти способы были испытаны автомобилистами и проявили свою эффективность. Однако для более чётких результатов лучше обратиться на станцию технического обслуживания.

Измерение на бензиновом двигателе

Основное правило – прогреть двигатель до 70-80 градусов. После этого отключают подачу топлива, чтобы оно не попадало в камеры сгорания во время измерения. Для измерения компрессии выкручиваются все свечи зажигания и на их место вкручивается компрессометр.

Подготовка первого цилиндра позволяет проверить компрессию в нем. Запускается стартер, вращающий коленчатый вал до остановки увеличения давления на компрессометре. Максимальное значение фиксируется и сравнивается с заводским. Эту операцию необходимо повторить для каждого цилиндра, чтоб найти износ поршневой группы. Если после остановки коленчатого вала давление во всех цилиндрах стремительно снижается, необходимо заменить прокладку ГБЦ.

Измерение на дизельном двигателе

Как и для бензинового двигателя, его необходимо прогреть, отключить подачу топлива и выкрутить свечи накаливания. Компрессометр вкручивается в один из цилиндров, и стартером вращается коленчатый вал. Максимальные значения фиксируются и сравниваются с заводскими. Порядок действий аналогичен бензиновому двигателю, но результаты могут отличаться из-за различного давления в цилиндрах.

Проверка без компрессометра

Если нет компрессометра, то можно выполнить менее точное измерение вручную с помощью ключа. Выкручиваются свечи из всех цилиндров, кроме одного. Снимается переднее колесо, и коленчатый вал проворачивается вручную. Измерение состоит в сравнении усилий, необходимых для проворачивания вала. Этот метод подходит для опытных автолюбителей, но его точность ниже. Он позволяет понять, что требуется сервисное освидетельствование.

Измерение на холодном двигателе

Если двигатель не запускается, необходимо измерять компрессию при температуре окружающей среды. Порядок действий аналогичен измерению на горячем двигателе, но результаты будут ниже. Важно учитывать эту разницу для правильной оценки технического состояния двигателя.

Измерение на снятом двигателе

Снятому двигателю свойственна температура окружающей среды, поэтому давление в цилиндрах будет ниже. Для измерения компрессии коленчатый вал прокручивается вручную ключом, изменяя цилиндры поочередно. Оценивая усилия, можно определить цилиндр с малейшей компрессией.

Горячий или холодный двигатель?

Существует много споров о том, как лучше измерять компрессию. Проверка на горячем двигателе дает максимально точные результаты. Однако если двигатель не запускается, измерение на холодном двигателе тоже дает полезную информацию. Главное – учитывать разницу в значениях между холодным и горячим двигателем.

Для точной проверки компрессии необходимо, чтобы аккумулятор был полностью заряжен, поскольку стартеру требуется большая мощность для вращения коленчатого вала. Если батарея разряжена, можно использовать зарядное устройство для АКБ.

Подготовка аккумулятора не требуется при ручном измерении компрессии со снятым двигателем.

Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к автосервиса компании tutservice. Они оснащены необходимым оборудованием и знают, как проверить компрессию в двигателе и определить его техническое состояние. В случае необходимости ремонта поршневой группы это можно сделать после диагностики по фиксированным ценам, указанным на сайте компании.

5/5 - (5 голосов)