Почему плавают холостые обороты – 9 причин

Начнём с самых очевидных и частых поломок. Не надо сразу лезть в дебри и разбирать полмашины. Хотя в плохих сервисах именно так и поступают. Но мы это честные ребята. Так что давайте по порядку.

Регулятор холостого хода

Первый в списке причин нестабильных оборотов двигателя. РХХ (КХХ) – это исполнительный механизм, поэтому при его поломке никаких чеков и ошибок вы не увидите. Способы диагностики следующие:

Снимаем с колодки клемму регулятора холостого хода. Заводим машину. Если после запуска мотор сразу же затих, значит РХХ исправен. Ничего не изменилось? Проверяем дальше.
Фишку назад не надеваем. Берем мультиметр, включаем зажигание и попарно замеряем напряжение на клемме. 12 вольт приходит – цепь в порядке. Нет? Значит где-то обрыв.
Теперь ищем проблему плавающих оборотов двигателя в самом клапане. Также измеряем попарное сопротивление на контактах РХХ. Если регулятор исправен, на двух парах прибор покажет бесконечность, а на остальном значение около 50 ом.
Последний этап проверки. Снимаем клапан, подсоединяем к нему разъем и включаем зажигание. Рабочий РХХ должен полностью выдвинуть шток из корпуса. Ничего не случилось? Покупаем новый.
Подсос воздуха – частая причина нестабильных оборотов
Проблема старая как дедушкины жигули. Автосервис в Печерском районе. Неучтенный воздух после ДМРО попадает в двигатель и изменяет состав топливовоздушной смеси. Обедняет ее. ЭБУ пытается скорректировать смесь, но безуспешно. В результате обороты плавают.

Где чаще всего неучтенный воздух попадает в двигатель:

  • В районе прокладки впускного коллектора;
  • на участке патрубка от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • под уплотнительные кольца форсунок и прокладку дроссельной заслонки;
  • в районе вакуумного усилителя тормозов и вакуумных шлангов;
  • под клапан адсорбера и регулятор холостого хода;
  • в местах сочленения вакуумных трубок и инжектора.

Общая картина ясна, но как найти конкретного виновника. Есть несколько способов.

Самый простой и быстрый — закрыть рукой или соответствующим узел из ДМРВ. Мотор сразу заглох, а воздуховод сильно сжался – значит, подсоса нет. Двигатель продолжает работать и слышно шипение – вам повезло, вы нашли причину. Если шипение не слышно или непонятно где травить, применяем другой метод.

Для этого необходим бензин или очиститель карбюратора. На заведенном двигателе поочередно опрыскиваем горючей жидкостью все подозрительные места. Слушаем работу двигателя или просим партнера следить за тахометром. Побрызгали в одном месте, смотрим. Ждем. Обороты продолжают плавать на холостых и ничего не происходит? Значит, мимо. Двигатель, вдруг, резко взревел? Место утечки найдено.

Если вас и здесь постигло фиаско, то остается только поиск дымогенератором. Он почти во всех автосервисах. Но при желании сделать его – несколько мелочей.

Как пользоваться. На заглушенном двигателе закрываем все отверстия во впускном тракте, кроме одного. К нему присоединяем дымогенератор и накачиваем дым. Ну а дальше все просто. Смотрим, где травить и устраняем подсос.

Гуляют холостые после чистки дроссельной заслонки
Как часто бывает, почистишь ДЗ и началось. Неустойчивые обороты, провал тяги. Думаешь, блин, вся работа насмарку. А кто-то испытывает такие проблемы. Чистят ДЗ, ставят и все хорошо. В чем причина?

Дело в том, что многое зависит от интервала между чистками. Если делать это регулярно, хотя бы раз в год, то дроссель не успеет сильно засориться. За это время на исправном моторе отложений в ДЗ совсем немного. Угол положения дроссельной заслонки не изменится и ее не придется учить.

Теперь же другая ситуация. Дроссельная заслонка не обслуживалась несколько лет. Там уже такой слой нагара, что исходное положение с открытием 2% может стать целых 6%. А когда вы ее почистите проходное отверстие станет больше. Как результат – повышенные или нестабильные обороты.

Выход прост. Чистим и учим ДЗ. Для каждой модели авто алгоритм свой.

Не работает клапан вентиляции картера – срочно менять
Помните, мы говорили, что с некоторыми неисправностями можно ездить. А вот с этой ни в коем случае. Угрожайте мотор.

Представьте ситуацию. Двигатель полностью исправен. Но в такте сжатия и рабочего хода газы безизбежно прорываются через поршневые кольца в картер. А теперь та же ситуация на пробеговом моторе. Газов уже гораздо больше. Если их не отводить, то огромное давление в картере может выдавить сальники коленвала или распределительного вала. Вот так-то.

Кратко о том, какова функция у клапана PCV и почему могут плавать обороты холостого хода.

У клапана всего три задания:

  • Снижайте избыточное разрежение воздуха под клапанной крышкой. Это важно. На холостых оборотах в задроссельном пространстве создается мощный вакуум. PCV нивелирует его, чтобы не пострадали сальники распределительного вала.
  • Отводить картерные газы во впускной коллектор.
  • Не допускать загрязнения окружающей среды. Картерные газы с парами масла и ТПВС (топливовоздушной смеси) попадают в цилиндры и сгорают в них.

А теперь почему плавают обороты на холостом ходу и как проверить исправность клапана PCV.

В нормальном состоянии клапан открыт. Когда двигатель работает на холостых, возвратная пружина перекрывает канал. Но если где-то поврежден патрубок или негерметичный сам PCV, то неучтенный воздух попадает во впуск. Смесь обедняется, и обороты начинают плавать.

Другая ситуация – забитый клапан PCV. Расчетные характеристики поступления воздуха на впуск изменяются, что ведет к переобогащению консистенции. Обороты также могут плавать.

Как проверить клапан:

  • Снять клапан PCV.
  • Подключите клапан к шлангу и установите заглушку в отверстие под клапанной крышкой.
  • Запустите двигатель в режиме холостого хода и приложите палец к концевой стороне клапана PCV для проверки вакуума.
  • Палец не втягивает? Значит смотрим засоренный ли клапан.
  • После проверки на наличие вакуума глушим двигатель и снимаем клапан PCV.
  • Берем PCV в руку и хорошо трясем. Слышите лязг звук? Значит все хорошо. Нет? Меняем клапан.
  • Генератор и нестабильные обороты

Только подумать. Плавают обороты двигателя на холостых, а виноват в этом генератор. Разве такое может быть? Какая здесь взаимосвязь? Но она есть. Это выгоревший диодный мост генератора.

Такое случается, когда в диодном мосту повреждены не все диоды, а один или два. Заряд идет циклами. При этом нагрузка на двигатель от генератора возрастает, то снижается. На тахометре отчетливо видно, что стрелка плавает.

Диагностика здесь проста, как устройство топора. Включаем ближний свет и смотрим на фары. Горят ли, но напряжение изменяется в такт с оборотами? Значит дело в генераторе.

Когда требуется замена ДМРВ

Самая дорогая неисправность в нашем списке – поломка ДМРВ. Давайте разберемся как этот датчик влияет на холостые обороты и какие признаки указывают, что проблема именно в нем. Угнали.

ДМРВ анализирует объем проходящего через него воздуха и передает данные ЭБУ. Когда датчик начитает скучать, мозги готовят неоптимальную ТПВС. Как правило, богаты ее.

В результате начинают плавать обороты двигателя на холостом ходу. К тому же ухудшается динамика, растет расход топлива и двигатель плохо заводится.

Методы диагностики ДМРВ

Способ 1. И самый простой. Вытаскиваем фишку из разъема датчика и заводим двигатель. Слушаем. Если обороты перестали прыгать и немного выросли, то, скорее всего, ДМРВ неисправен. Для более точной проверки переходим к способу 2.

Способ 2. Одеваем фишку назад. Включаем воспаление и берем мультиметр. Втыкаем в два крайних (чаще всего) провода разъема маленькие иглы и замеряем напряжение. Значение от 0,99 до 1,04 вольта считается нормой. Больше – ДМРО под замену.

Регулировка холостого хода двигателя и чистка жиклера

На карбюраторных автомобилях проблема плавающих оборотов решается настройкой холостого хода и чисткой топливного жиклера.

Начнем с регулировки. Задание найти так называемую «горку». Алгоритм таков. Заводим мотор и выкручиваем винт качества (богатим смесь) до тех пор, пока обороты не начнут падать. Торопиться не надо. Выкрутили на полоборота — подождали. Ловим момент, когда обороты станут неустойчивыми – двигатель много топлива. Это вершина "горки".

Теперь наоборот, закручиваем винт качества. Обороты будут постепенно расти. Крутим до начала понижения оборотов. Как только почувствовали его, снова немного откручиваем винт и находим точку, когда обороты станут максимальными. Это и есть оптимальная ТПВС.

Можно еще на полоборота открутить винт качества. Расход бензина при этом немного увеличится. Да и устойчивость работы мотора на переходных режимах возрастет.

Ну ладно. Мы все сделали из науки, но холостые обороты все равно плавают. Идем дальше – выкручиваем топливный жиклер. Прочищаем его и сам канал. Ставим вспять.

Бывает, что сечение жиклера маловато. В этом случае поймать горку при настройке будет сложно. Выход — поставить более продуктивный жиклер или развернуть старый, то есть увеличить его диаметр.

Электромагнитный клапан карбюратора

ЭПХХ помогает тормозить двигателем и корректирует холостое течение. Поэтому, когда мотор глохнет во время движения накатом или плавают обороты на холостых — пора его проверять.

Алгоритм прост. Включаем зажигание и отсоединяем провод от клапана. Слышите щелчок? Значит все хорошо. Щелчок нет? Подаем плюс из аккумулятора на клемму клапана. Если не щелкает – меняем ЭПХГ.

5/5 - (4 голоса)