Что такое соленоиды АКПП: назначение, принцип работы и признаки неисправности

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) – сложный механизм, обеспечивающий плавное изменение передач без участия водителя. Одним из ключевых элементов, управляющих ее работой, является соленоиды АКППИменно они отвечают за своевременное и точное переключение передач, давление масла и логику работы трансмиссии.

В этой статье вы узнаете:

  • что такое соленоиды в АКПП;

  • как они работают;

  • какие бывают виды;

  • симптомы их неисправности;

  • как производится диагностика и ремонт.


🔧 Что такое соленоид в АКПП?

Соленоид АКПП — это электромагнитный клапан, открывающий или перекрывающий каналы давления трансмиссионной жидкости в гидроблоке коробки автомат. Он работает по сигналу от электронного блока управления (ECU или TCM), решающего, когда и как переключить передачу.

Когда ECU подает ток на соленоид, его сердечник двигается, открывая или закрывая каналы в гидроблоке, что позволяет жидкости попасть в нужный фрикцион или муфту.


⚙️ Основные функции соленоидов в АКПП

Соленоиды управляют:

  • переключением передач (включением и выключением фрикционов);

  • давлением масла в системе;

  • блокировкой гидротрансформатора (lock-up);

  • режимами работы коробки (спорт, эко, снег и т.д.).


🧩 Виды соленоидов АКПП

В современных коробках передач обычно используется от 3 до 9 соленоидов, в зависимости от конструкции

Основные типы:

  • Shift solenoid (S1, S2, S3…) – управляют переключением передач;

  • Процедура управления solenoid (PCS) – регулирует давление в системе;

  • Torque Converter Clutch solenoid (TCC) – управляет блокировкой гидротрансформатора;

  • Line pressure solenoid – главный регулятор давления;

  • Modulator solenoid – точная настройка режимов переключения.


⚠️ Признаки неисправности соленоидов АКПП

🔁 1. Рывки или удары при переключении передач

  • Чаще — при переключении с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю.

🐢 2. Медленное реагирование на нажатие педали газа

  • Коробка "задумывается" перед переключением.

🔥 3. Перегрев трансмиссии

  • Из-за неправильного распределения давления масла.

⛔ 4. Коробка не переключает передачу

  • Застревает на одной передаче или переходит в аварийный режим.

💡 5. Горит Check Engine / Transmission Fault

  • При сканировании считываются коды ошибок, связанные с соленоидами (например, P0750, P0755, P0760, P0765 и др.).


🔍 Как диагностировать неисправный соленоид?

✅ Шаг 1: Компьютерная диагностика

  • Подключение сканера к OBD-II разъему.

  • Считывание кодов ошибок.

  • Проверка режимов переключения, температуры, давления.

✅ Шаг 2: Проверка электрической цепи

  • Омметром проверяется сопротивление соленоида (обычно 10–20 Ом).

  • Также проверяется наличие питание и массы.

✅ Шаг 3: Гидравлическая проверка на СТО

  • Проводится разбор гидроблока.

  • Соленоиды проверяют на подвижность, блокировку, износ.

  • При необходимости – заменяются или ремонтируются.


🔄 Можно ли заменить один соленоид?

Да, в большинстве случаев можно заменить только неисправный соленоид, не меняя всю коробку или даже гидроблок. Но для этого необходимо:

  • снять поддон коробки;

  • открутить гидроблок;

  • и иметь соответствующий опыт или обратиться к специалистам.


💸 Сколько стоит ремонт соленоида?

  • Один соленоид: от 800 до 3000 грн (в зависимости от авто).

  • Работа по замене: от 1000 до 4000 грн.

  • Полная замена гидроблока: от 7000 грн и выше.


🧰 Как избежать поломки соленоидов?

  • Меняйте трансмиссионную жидкость (ATF) каждые 40-60 тыс. км;

  • Не игнорируйте рывки при переключении;

  • Избегайте перегрева коробки (буксировки, длинных пробуксовок);

  • Не добавляйте в коробку сомнительные присадки или "очистители";

  • Регулярно производите компьютерную диагностику АКПП.


🧾 Заключение

Соленоиды АКПП - это электронные "руководители" переключения передач, от которых зависит мягкость, своевременность и точность автоматической трансмиссии. Их неисправность не только создает дискомфорт при езде, но и может повлечь за собой серьезные поломки в коробке.

Если вы заметили рывки, задержки при переключении, возгорание ошибок не медлите с диагностикой. Своевременное вмешательство позволит избежать дорогостоящего ремонта трансмиссии.

5/5 - (4 голоса)