Работа силового агрегата автомобиля автоматически регулируется, но водитель должен быть внимателен к температурному режиму охлаждающей жидкости. Это позволяет вовремя выявить какие-либо отклонения в работе двигателя. Для этого в автомобильной конструкции предусмотрен датчик показателя температуры охлаждающей жидкости (общепринято используемое сокращение – ИТО). Этот датчик является обычным термистором, основой которого является резистор. Его внутреннее сопротивление меняется в зависимости от температуры и изменение этого параметра фиксируется мультиметром, после чего данные отправляются на электронный блок управления автомобилем.

За что отвечает датчик температуры охлаждающей жидкости

Регулярно он контролирует температурный показатель, измеряющий антифриз на выходе из охлаждающей рубашки двигателя. Эта область точно отображает температуру двигателя, поэтому легко угадать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Он размещается перед термостатом, регулирующим поток антифриза в системе охлаждения. Мониторить температурный показатель не имеет смысла, поскольку жидкость меняет направление. Независимо от того, закрыт ли он или открыт, пространство перед ним является лучшим местом для установки датчика аварийной температуры охлаждающей жидкости. У большинства автомобилей этот датчик отвечает за несколько задач:

  1. Самостоятельно включают вентиляторы охлаждения двигателя, когда температура достигает критического уровня.
  2. Регулировка подкачки топлива, когда температура двигателя слишком низкая для оптимальной работы.
  3. Присоединенный к электронному блоку управления он выдает сигнал о перегретом двигателе, извещая водителя о нарушении теплового режима на приборной панели. Сигнал может отображаться разными способами в зависимости от конкретной модели автомобиля: отдельной лампочкой или ошибкой Check Engine. Его задача – привлечь внимание водителя к приборной панели, где можно увидеть текущий показатель температуры антифриза и соответственно двигателя.

Какое устройство датчика температуры охлаждающей жидкости

Ранее для отображения температурной ситуации использовалась шкала с указательной стрелкой. В таких устройствах размещалась электромагнитная катушка, которая в соответствии с мощностью поступающего напряжения заставляла стрелку изменять свое положение. Независимо от возраста такого устройства его показатель зависел от сопротивления термистора. Однако из-за недостатков конструкции часто возникала необходимость в установке дополнительного датчика температуры охлаждающей жидкости. Современные устройства, применяемые в настоящее время, уже не нуждаются в дополнительной поддержке. Они состоят только из нескольких компонентов:

  • Корпус;
  • Разъем питания;
  • Уплотнительная прокладка;
  • Термистор.

На корпусе такого устройства имеется гайка и резьба для вкручивания его в корпус двигателя. Штекер, исходящий от электронного блока управления (ЭБУ), подключается к разъему питания. Постоянное напряжение на входе показателя составляет 5 вольт, а на выходе оно зависит от температурного значения антифриза. Заказать замену антифриза. По такому показателю ЭБУ автомобиля производит расчет текущей температуры двигателя. Таким образом, если датчик температуры охлаждающей жидкости работает некорректно, вышел из строя или был отключен, ЕБУ не получит необходимую информацию о сопротивлении термистору и не сможет определить температуру антифриза. Соответственно, он не сможет обнаружить отклонения от нормального теплового режима и уведомить водителя.

ТОЖЕ: признаки неисправности

Для обнаружения поломок этого устройства следует провести диагностику, поскольку признаки неисправностей могут свидетельствовать о проблемах с разным вспомогательным оборудованием силового агрегата. Однако сразу можно предварительно выявить проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости с помощью следующих признаков:

  1. Появление ошибки "Check Engine". Это может указывать на разные поломки, но для определения проблемы с датчиком следует проверить соответствие температуры двигателя.
  2. Увеличение потребления топлива. Неисправный датчик температуры может привести к неправильному расчету состава топливной смеси.
  3. Ухудшение работы двигателя на холостых оборотах и частые самопроизвольные остановки на маленьких оборотах.
  4. Глухание двигателя на горячую. Без правильной работы датчика температуры двигатель может перегреться.
  5. Неисправная работа вентиляторов. Замена датчика температуры охлаждающей жидкости может решить проблему, когда вентиляторы не работают или работают непрерывно из-за отсутствия информации из датчика.

Если обнаружены указанные признаки и указывают на возможную поломку датчика, следует узнать, как именно проверить его работу. С учетом простой конструкции этого устройства, методов диагностики не так уж много. Потому даже человек без опыта может справиться с этой задачей, имея под рукой мультиметр с режимом омметра.

Как проверить ТОЖЕ

При проверке этого устройства используют два способа: с удалением и без него. Если выбран метод удаления, датчик можно проверить с использованием термометра или без него. Для демонтажа устройства достаточно отключить его от питания и использовать гаечный ключ. Перед проведением проверки датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо убедиться, что напряжение на разъеме подключения. Для этого используется мультиметр. Если напряжение составляет 5 вольт, то можно приступать к проверке самого датчика.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, не снимая его

Этот метод позволяет быстро оценить состояние устройства с помощью мультиметра. Для этого необходимо отсоединить разъем питания и применить измерительные щупы мультиметра, установленного в режим омметра. Сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости зависит от температуры силового агрегата. Сравнивая эти значения с данными на панели приборов, можно проверить правильность передачи информации. Обычно с увеличением температуры двигателя сопротивление резистора уменьшается. Таблицу соответствия этих значений можно найти в специальном справочнике.

Проверка ТОЖЕ с демонтажем

Извлеченный из двигателя датчик опускают в нагретую воду вместе с термометром. Каждый раз, когда температура воды увеличивается на 5 градусов, производят измерение сопротивления устройства с помощью мультиметра. Полученные результаты сравнивают с таблицей соотношения температуры и сопротивления. Если сопротивление составляет 177 Ом, датчик работает надлежащим образом. Возможна небольшая погрешность при таком методе проверки.