Каждый автомобилист знает, что от того, насколько исправен его автомобиль, зависит безопасность водителя, пассажиров и других участников движения. В современных автомобилях много систем безопасности, но тормозная система всегда находится под пристальным вниманием, поскольку именно ее неисправность приводит к печальным и непоправимым последствиям. Эта система используется не менее часто, чем двигатель, и испытывает постоянные нагрузки.
Независимо от модели, производителя, марки и года выпуска авто в тормозной системе больше всего изнашиваются тормозные колодки и диски, замена которых должна производиться в соответствии с технической документацией на машину и рекомендациями автопроизводителя. Но основываться только на документации не стоит, потому что в ней называются примерные сроки и не учитывается стиль вождения автомобилиста, тип дорожного покрытия, условия эксплуатации, материал, из которого изготовлены колодки и диски. Конструкция колодок достаточно проста – к стальной пластине закреплены накладки, изготовленные из материалов, имеющих высокие прочностные показатели, благодаря чему они могут выдерживать постоянное трение и воздействие высоких и низких температур.
Как работает тормозная система
Каждый автомобилист должен знать, как работает тормозная система для того, чтобы знать, зачем нужна замена тормозных колодок. При нажатии на педаль тормоза она двигает поршень главного цилиндра, создающего давление тормозной жидкости в магистрали, после чего тормозные колодки прижимаются к диску тормоза. В процессе замедления автомобиля диск и колодки нагреваются и постепенно изнашиваются, в результате чего необходима их периодическая замена.
Как часто меняются тормозные колодки
Точных данных о том, из-за сколько менять тормозные колодки, нет, поскольку основные элементы тормозной системы имеют свой срок службы, зависящий от ряда факторов. СТО Киев Печерск. В неких вариантах колодки можно поменять через 80 тыс. Км. пробега и больше, а если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, то замена необходима через 25–30 тыс. км. Зачастую автопроизводители указывают приблизительный интервал замены элементов тормозной системы, но следует учитывать, что этот интервал следует учитывать только при использовании оригинальных комплектующих, неагрессивном управлении и езде по качественным дорогам. Периодичность замены в каждом конкретном случае может отличаться, и она зависит от нескольких факторов – модели авто, условий эксплуатации, стиля вождения и материала, из которого изготовлены тормозные колодки.
Модель и марка автомобиля
Частота замены тормозных колодок напрямую зависит от того, какова модель автомобиля, потому что в разных модификациях тормозные системы имеют несколько разное исполнение. Если сравнить спортивные автомобили, кроссоверы и малолитражные машины, то в первых двух случаях износ колодок будет происходить скорее из-за большей массы автомобиля и мощного двигателя. Специалисты, занимающиеся ремонтом автомобилей, считают, что менять тормозные колодки следует исходя из марки авто. Чаще всего замена колодок производится на:
- Отечественные автомобили – через 12+/- 3 тыс. км;
- Импортных авто – через 17+/-3 тыс. км;
- Спортивные машины – 5+/-1 тыс. км.
Важно помнить, что эти данные не точны и в каждом конкретном случае необходимо оценивать ряд факторов, от которых износ тормозных колодок и барабанов зависит.
Условия эксплуатации автомобиля
Важным фактором, влияющим на состояние тормозных дисков, являются условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Пыль и грязь в летне-осенний период, реагенты зимой, плавящийся некачественный асфальт летом – все это может стать причиной разрушения тормозных колодок и существенного сокращения срока их эксплуатации. Принято считать, что одним из оптимальных вариантов продлить срок эксплуатации колодок является езда на автомобиле в городе, в котором не так много грязи, а в зимнее время дороги постоянно чистятся от снега. Отрицательно на состояние тормозных колодок влияет езда по бездорожью, поскольку на них постоянно влияют песок, пыль и вода. Конечно, ни один из автомобилистов не может обеспечить движение только в условиях города, поэтому следует быть готовым к тому, что колодки придется поменять несколько раньше, чем планировалось.
Стиль вождения
Одной из причин быстрого износа накладок на тормозных колодках является стиль вождения. Если автомобилист предпочитает быструю рывочную езду с регулярным резким торможением (таких водителей в больших городах можно встретить на каждой улице и перекрестке), то фрикционный материал колодок будет изнашиваться довольно быстро. Но далеко не всегда колодки изнашиваются у водителей-лихачей, если часто и интенсивно тормозить, а это в условиях езды по городу происходит часто, то износ будет неравномерным и достаточно быстрым.
Качество материалов, используемых для производства тормозных колодок
Зачастую производители тормозных колодок используют фрикционные материалы своей разработки. В качестве фрикционного материала накладки возможно применение разнообразных сплавов, каучука, керамики и других вариантов, которые плотно соприкасаются с диском и имеют повышенную устойчивость к постоянным нагрузкам. Отдельного внимания заслуживает жесткость накладок тормозных колодок. Если установлены мягкие тормозные колодки, их износ происходит быстрее, но они оказывают пагубное влияние на тормозные диски. А если используется жесткий фрикционный материал, то колодки служат дольше, хотя тормозной диск изнашивается за довольно непродолжительное время, и его тоже придется менять. Производители тормозных колодок чаще всего предлагают автомобилистам несколько линеек таких деталей – спорт, комфорт, классик, которые имеют разные показатели жесткости и рассчитаны на разный срок эксплуатации.
Признаки износа
Довольно часто можно встретить вопрос: «как часто менять тормозные колодки», однозначного ответа на который нет. Чтобы на него ответить, важно сначала определиться с признаками, благодаря которым можно установить степень износа тормозных колодок. Степень стертости колодок свидетельствует о том, что время едва ли не время их менять. Определить, насколько изношенные колодки можно визуально осмотреть или по косвенным признакам, которые не рекомендуется игнорировать, поэтому каждый автомобилист должен обращать на них внимание.
Увеличение тормозного пути
Если длина тормозного пути заметно увеличилась, то фрикционные накладки сильно стерты, причем колодка с диском сталкивается не за счет накладок, а за счет металлического основания. Как только ситуация стала постоянной, необходимо сразу менять колодки.
Нарушение прямолинейности во время торможения
Автомобилист сразу увидит и почувствует, что при торможении автомобиль не замедляет свое движение прямой, а начнет двигаться в сторону. Возникновение подобной ситуации возможно в случаях, когда тормозные колодки неравномерно изношены и суппорт работает неправильно.
Снижение жесткости тормозной педали и увеличение ее хода
Определить такой признак просто – по нажатию на педаль тормоза он не возвращается в исходное положение. В этом случае либо тормозная система неисправна, либо тормозные колодки изношены, в результате чего пригорели колодки к диску.
Снижение уровня тормозной жидкости
Если накладки тормозной колодки изношены, поршня суппорта необходимо выдвигаться на большее расстояние, в результате чего уровень тормозной жидкости постоянно уменьшается и ее приходится доливать.
Появление избиения колес при торможении
Во время езды на автомобиле с разрушенными тормозными колодками (в них появляются трещины, забивающиеся грязью сколы) колеса начинают биться, причем звук биения четко слышен в салоне и автомобиль на доли секунды становится неуправляемым.
Появление скрипа и скрежета
Если фрикционные накладки стерты полностью, торможение автомобиля происходит за счет металлического основания, можно услышать неприятный скрип и скрежет.
Появление темного налета или пыли на колесных дисках
Если на колесных дисках появляется темная угольная пыль, то изнашивается фрикционный материал, а если металлический – стирается основание колодки.
Сигнал датчика
Многие современные автомобили укомплектованы специальными датчиками, с помощью которых можно отследить состояние тормозных колодок и то, насколько они изношены. В случае, если накладка стерта до критического уровня, на приборной панели или на дисплее бортового компьютера загорается индикатор, сигнализирующий о том, что необходимо изменять колодки.
Визуальный обзор
Специалисты рекомендуют осматривать тормоза (или доверить осмотр специалистам) через каждые 10–12 тыс. км пробега. Подобный подход особенно актуален для автомобилей без датчиков износа. Замене подлежат тормозные колодки, имеющие толщину накладок не более 3 мм.
На что обратить внимание при покупке
Вряд ли кто-то станет спорить о том, что многие автомобилисты сейчас практически не занимаются самостоятельным обслуживанием своего автомобиля. Поэтому для определения уровня износа тормозных колодок и их замены следует обратиться в профессиональный автосервис, специалисты которого быстро сделают все необходимые работы. Важно знать, что замена тормозных колодок не производится в одиночку, необходимо менять сразу все четыре, иначе во время торможения машину будет сносить в сторону.
Для того чтобы правильно подобрать тормозные колодки, необходимо обратить внимание на:
- Соответствие детали модели автомобиля, колодки должны быть в фирменной упаковке с инструкцией;
- Фрикционный материал – он должен быть одного цвета, без каких-либо вкраплений;
- Поверхность, которая прижимается к диску, – она должна быть идеально ровной;
- наличие трещин в области контакта металла и фрикционного материала (их не должно быть);
- Производителя – оптимальный вариант фирменных колодок от известных брендов, они хоть и стоят дороже, зато служат дольше.