В конструкции современных автомобилей существует много устройств и систем, направленных на уменьшение выбросов и улучшение экологичности транспортных средств. Одним из серьезных источников загрязнения выступают картерные газы (КГ). Чтобы предотвратить их выброс в окружающую среду, устанавливается клапан системы вентиляции картерных газов (КВКГ). Это устройство работает только в одном направлении, выпуская отработавшие газы, проникшие в картер. Работа этого устройства не очевидна, поэтому многие люди спрашивают, для чего нужен клапан вентиляции картерных газов. По этой причине он редко выходит из строя, и лишь немногим приходится сталкиваться с его поломкой. Чтобы лучше понять, как работает этот узел и причины возможной неисправности, рассмотрим его принцип действия.

Что будет, если убрать клапан вентиляции картерных газов

Сначала следует выяснить, откуда вообще берутся картерные газы. На практике это те же отработанные газы, которые не попали в выхлопную систему, а вместо этого проникли в картер через компрессионные кольца. Если клапан вентиляции картерных газов заблокирован, эти газы будут скапливаться в моторе под крышкой клапанов. Это приводит к излишнему давлению и образованию взрывоопасной смеси, поскольку картерные газы смешиваются с масляным туманом в картере. Поэтому понятно, почему клапан вентиляции картерных газов обычно размещается в корпусе клапанной крышки.

Во многих двигателях предусмотрены специальные каналы, через которые поднимаются картерные газы и попадают в клапан вентиляции картерных газов. Это происходит за счет их высокой температуры, способствующей естественной конвекции, ведь все газообразные вещества, как известно, поднимаются вверх. Работа клапана вентиляции картерных газов состоит в том, что все горючие пары из нижней части двигателя возвращаются через это устройство обратно в рабочие цилиндры, где и догорают. Поэтому неправильная работа клапана вентиляции картерных газов может привести к нестабильной работе двигателя.

Устройство клапана вентиляции картерных газов

Благодаря односторонней работе КВКГ имеет простую конструкцию, в которой практически нечему ломаться. Чаще достаточно обычной чистки, когда забит клапан вентиляции картерных газов. В его конструкции есть следующие детали:

  • корпус;
  • крышка;
  • возвратная пружина;
  • входной и выходной штуцеры;
  • шток;
  • мембрана.

Исходя от производителя, устройство клапана вентиляции картерных газов может иметь незначительные отличия. Но рабочий процесс у всех одинаков, и задача состоит в отводе КГ в воздушную систему или в коллектор впуска. В обоих случаях горючие пары попадут обратно в камеры сгорания и догорят благодаря вспышке горючей смеси.

Как работает клапан вентиляции картерных газов

Это устройство работает без использования энергоносителей, поскольку механизм срабатывает при достижении в нижней части силового агрегата избыточного давления за счет картерных газов. Рассмотрим, как должен работать клапан вентиляции картерных газов. В основном в картерном пространстве должно поддерживаться давление примерно 1 атмосферы. Когда давление картерных газов выходит за это значение, отгибается мембрана и открывается камера низкого давления. За счет этого через клапан вентиляции картерных газов, принцип работы которого основан на мембране, картерные газы выходят в коллектор впуска.

Камера низкого давления открывает путь к коллектору благодаря штоку, который под воздействием отгибаемой мембраны перемещается и отпирает камеру высокого давления. Клапан системы вентиляции картерных газов снова закрывается, когда нажим картерных газов снижается до 1 атмосферы. Благодаря такому техническому решению в нижней части двигателя поддерживается постоянное давление. Зная, как работает вентиляционный клапан картера, можно понять, какие возможны поломки этого устройства. Не следует игнорировать признаки его некорректной работы, которые мы рассмотрим ниже.

Признаки неисправности клапана вентиляции картерных газов и причины поломок

Понять неисправность этого устройства сложно, поскольку симптомы схожи с поломками других деталей двигателя. Поэтому проверке подлежат несколько систем, отвечающих за работу двигателя. Проточка тормозных дисков. По большей части, если некорректно работает клапан вентиляции картерных газов, признаки неисправности характеризуются следующим:

  1. Появляется вибрация двигателя.
  2. После прогазовки в коллекторе впуска отчетливо слышно шипение.
  3. Обороты двигателя начинают плавать.
  4. Тяговые свойства мотора заметно ухудшаются при 3-5 тысячах оборотов в минуту.

В зависимости от того, в каком состоянии клапан вентиляции картерных газов, симптомы могут появляться по разным причинам. Но основная из них – разгерметизация. Рассмотрим ее более подробно.

Разгерметизация

Также следует учитывать возможность износа уплотнений. В обоих случаях может происходить подсос воздуха, и признаки неисправности клапана вентиляции картерных газов в этом случае характеризуются свистом со стороны КВКГ и затрудненным запуском мотора. В этой поломке может быть несколько причин:

  1. Заклинивание в открытом или закрытом положении.
  2. Производственный брак.
  3. Заусеницы на поверхности деталей.
  4. Разрушение пружины.
  5. Масляные отложения в корпусе устройства.
  6. Повреждение мембраны.

Если клапан вентиляции картерных газов заклинил по этим причинам, симптомы будут зависеть от положения штока. Если заклинилось в открытом состоянии, можно ожидать неустойчивую работу силового агрегата. Когда устройство застряло в закрытом положении, появятся плавающие обороты и гарантирован тяжелый запуск мотора.

Клапан вентиляции картерных газов: как проверить и почистить

Для проверки устройства можно использовать как физический, так и диагностический методы. Для диагностики требуются следующие материалы и оборудование:

  • Помощник.
  • Автомобильный сканер.
  • Ноутбук.
  • Специальное ПО.

Лучше всего проводить диагностику в условиях автосервиса.

Теперь рассмотрим физический метод проверки клапана вентиляции картера. Для начала следует демонтировать устройство и проверить наличие загрязнений. Обычно масляный налет находится на входном патрубке.

Относительно очистки клапана вентиляции картера следует использовать опасные химические вещества с осторожностью. Рекомендуется использовать более безопасные средства, например спиртосодержащий. После очистки устройство нужно продуть через оба патрубка. Если через входной патрубок устройство продуется, а через выходной – нет, это означает, что устройство работает. Если же продувка происходит через оба патрубка, это может свидетельствовать о неисправности устройства и его потребности в замене.

Если у вас возникли проблемы с клапаном вентиляции картера, рекомендуется обратиться к автосервису ТутСервис для решения проблемы. Специалисты этого сервиса осуществляют быструю диагностику и ремонт. Для этого достаточно записаться на приём и прибыть в согласованное время.

5/5 - (7 голосов)