Для корректной работы газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания нужно выдерживать величину зазоров меж кулачками распределительного вала и штоком клапана. Эти детали не сталкиваются напрямую, их разделяет коромысло, шайба регулировочная и т. д. В идеале общий люфт между всеми компонентами должен быть нулевым. На подержанных автомобилях, вроде советских «Жигулей» и «Москвичей», зазор выставлялся регулировочным винтом с остывшей гайкой на моторе с расчетом, что при прогреве и тепловом расширении деталей, он будет выбран до нулевого значения. Чрезмерный зазор обнаруживается по стуку. Он нарушает режим работы мотора и в перспективе может стать причиной повышенного износа контактирующих поверхностей.
На более новых моделях, например, десятом семействе, зазор между кулачком и клапанным штоком со стаканом выставлялся подбором сменной шайбы.
На двигателе «большинству современных иномарок регулировка не нужна – люфт выбирается автоматически. Для этого моторы оснащаются специальными механизмами – гидротолкателями, которые называются в народе гидриками или сокращенно ГК.
В исправном состоянии газораспределительный механизм с ними работает почти бесшумно. Появление стуков свидетельствует о неисправности.
Почему стучат гидрокомпенсаторы, как выяснить и устранить причину, будут рассмотрены в этой статье.
Для понимания темы следует кратко описать,
Как работает гидрокомпенсатор
Если устранить разные подробности, гидрик – это плунжерная пара, внутри которой есть полость, заполненная моторным маслом. Выход жидкости из нее закрывает упругий шариковый обратный клапан. Он перекрывает выходное отверстие и сохраняет длину гидрокомпенсатора при нажатии кулачком распределительного вала.
Когда клапан двигателя закрыт, кулачок распределительного вала обращен к нему «затылком». Полость плунжера заполняется маслом по каналу в корпусе и через отверстие, открывающееся под шариком. Гидрик под давлением жидкости увеличивает длину и выбирает зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Автосервис на Печерске. При повороте кулачок нажимает на плунжер, упругий шарик перекрывает отверстие, не давая маслу вытекать из внутренней полости. Клапан открывается. При дальнейшем повороте распределительного вала, кулачок снова возвращается к компенсатору затылком. Масло снова заполняет его полость, компенсируя возможные потери при предыдущем ходе.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
ГК шумит, потому что между входящими в него деталями образовались чрезмерные зазоры. А они появляются в результате износа или недостаточного поступления к узлу моторного масла. Впрочем, второй как раз и может быть начальной причиной износа. Поэтому причины звуков могут быть очень многообразны. Автомойка Печерский район. Иногда их источник находится совсем в другом месте двигателя.
Масло в ГК отсутствует или поступает в недостаточном количестве по следующим причинам:
- Загрязнение подводящих каналов. Нужна промывка или прочистка с разборкой узла, если профилактические меры не принесли результата.
- Слишком велика вязкость растительного масла. Следует заменить его на предложенное заводом-производителем.
- Ослабление пружины обратного клапана. Заменить его.
- Износ сопряжения шарика с седлом. Притереть или заменить.
- Износ деталей плунжера. Замена. Восстановление, скорее всего, нецелесообразно.
- Попадание загрязнений, продуктов износа в плунжер. Разобрать и прочистить возможно промыть масляную магистраль с заменой фильтра.
Примечание. Неисправный фильтр, не задерживающий загрязнение, может стать одной из причин стука. Сменный узел нужно заменить. В других случаях проверьте и восстановите фильтрующий элемент и перепускной клапан.
Из-за чего масляный насос не создает достаточного давления масла.
Первая причина может заключаться в самом узле – он неисправен. Требуется ремонт или замена.
Вторая – недостаточный уровень масла в поддоне, насос вместе с ним захватывает воздух. Долить до необходимого уровня по меткам на щупе.
Третья – избыток масла. Вращающийся коленвал достает до уровня масляной ванны и сбивает ее, так, что появляется пена. Насос вместе с жидкостью засасывает воздух и не дает нужного давления. Довести уровень до нормы.
Четвертая – неисправный перепускной клапан масляного насоса. Отремонтировать или заменить.
Пятая – вмятина в масляном поддоне. При нормальном объеме масла его уровень выше нормы. третью причину.
Шестая – забитые отложениями масляные каналы. Промыть или прочистить.
Седьмая – деформированный маслозаборник. Отремонтировать или заменить.
Если устранение причин не помогло восстановить требуемое давление, следует обследовать двигатель индивидуально.
При прогреве мотора изменяются зазоры между деталями и вязкостью масла, поэтому необходимо рассматривать проблему, стук гидрокомпенсаторов на непрогретом и прогретом двигателе.
Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы
После анализа причин, вызывающих стук компенсаторов зазоров, можно составить общий алгоритм диагностики и устранение неисправности.
Сначала стоит попытаться решить проблему малой кровью — послушать, стучит ли один гидрик или все.
Если выделить «виновного» не удалось — звучат все — измерить щупом и довести до нормы уровень масла, проверить его давление, температуру охлаждающей жидкости. Выявленные отклонения устранить – очистить радиатор, заменить ремень насоса или его саму, термостат, залить свежую ОЖ, возможно с промывкой всей системы.
Если должно давление масла, попытаться заменить его на нужные параметры вязкости, с промывкой системы смазки, отремонтировать или заменить насос.
При стуке только в отдельных компенсаторах, снять крышку ГБЦ, еще раз проверить и заменить «виновных». При этом осмотреть их посадочные места по нарушению размеров. Выявленные отклонения устранить – вставить гильзу, переточить под ремонтный размер, если таковая существует, заварить и переточить посадочное гнездо.
После уборки проверить работу мотора.