Кондиционер охлаждает воздух за счет испарения хладагента, при котором происходит понижение температуры рабочего вещества. Компрессор, установленный на двигателе, сжимает газообразный хладагент до перехода в жидкое состояние. Вращение компрессора неизбежно сказывается на расходе топлива, но расход топлива зависит от ряда факторов.

Типы компрессоров

Есть два вида приводов компрессоров для климатических установок автомобилей. Первый тип оснащен электромагнитной муфтой на шкиве, включаемой по сигналу блока управления. В момент начала работы компрессора наблюдается резкое увеличение нагрузки на двигатель, особенно заметно, если старт совпадает с началом движения или попыткой энергичного разгона. Второй вид не оснащается муфтой, интенсивность подачи хладагента сменяется корректировкой положения рабочего диска.

Компрессоры также различаются по конструкции узла, что обеспечивает сжатие хладагента. Чаще встречаются поршневые системы с приводом от наклонного диска. Количество цилиндров зависит от модели компрессора – для коррекции производительности достаточно изменить угол установки диска. Недостатком конструкции является повышенная нагрузка двигателя. Для экономии топлива были созданы спиральные компрессоры, используемые на машинах с электрическими или гибридными силовыми установками.

Температура воздуха

Расход топлива на привод кондиционера зависит от температуры окружающей среды и степени охлаждения воздуха, подаваемого в салон. Чем меньше разница между температурой снаружи и внутри автомобиля, тем меньше расход топлива. Утверждение легко проверить по данным мгновенного расхода, отображаемого бортовым компьютером. При отключении кондиционера или изменении настроек расход топлива уменьшается на 10-20%.

Характеристики двигателя

Компрессор кондиционера легкового автомобиля или микроавтобуса потребляет от 3 до 5 сил мощности – расход энергии зависит от температуры окружающей среды. Соответственно, чем слабее двигатель, тем заметнее будет потеря мощности и тем сильнее увеличится расход топлива. На легковых автомобилях с бензиновыми двигателями объемом до 1,6л включение кондиционера увеличит расход на 1-1,5л на 100 км. На моторах с большим литражом и хорошим запасом мощности использование кондиционера даст увеличение расхода в пределах 0,5–0,8 л на 100 км пробега.

Проветривание вместо кондиционера

Некоторые владельцы машин сознательно отказываются от применения кондиционера, в жару открывают проветриваемые окна. В результате в салон попадает пыль и залетают насекомые, причем топливо тоже не экономится. Дело в том, что открытое стекло в дверях нарушает движение потока воздуха, обтекающего кузов. Увеличивающийся коэффициент лобового сопротивления приводит к повышению расхода топлива. На ряде современных автомобилей в начале движения с открытыми окнами бортовой компьютер выводит сообщение о возможном увеличении расхода топлива.

Вред от простоя компрессора

Контур любого кондиционера заполнен хладагентом с небольшим количеством масла, необходимого для смазки подвижных деталей компрессора. Кроме того, масло продлевает ресурс резиновых уплотнений на местах соединения трубок. При длительном простое компрессора кольца теряют герметичность, что приводит к истечению антифриза. Если на автомобиле есть кондиционер или климатическая система, ее следует включать не реже одного раза в неделю на 15-20 минут. Пользоваться или нет кондиционером – решает владелец, но включение необходимо для поддержки системы в трудоспособном состоянии.

Вывод

Использование кондиционера на автомобиле приводит к увеличению расхода топлива на 10-20%. Но климатическая установка повышает уровень комфорта в жару и удаляет пары воды из воздуха, защищая стекла от запотевания и улучшая видимость в сырую погоду. Копионная экономия на топливе за счет отказа от включения кондиционера себя не оправдает, поскольку открытие окон приводит практически к такому перерасходу горючего.

5/5 - (7 голосов)