Просадка или разрушение пружин можно определить по следующим признакам:
- Провал автомобиля на одну сторону по передней или задней оси. На подержанных машинах перекос может возникать из-за разрушения опорных чашек пружин на кузове. Наклон в одну сторону наблюдается и при выходе из строя амортизатора.
- Постоянному металлическому стуку при езде по неровной дороге. Но шум может возникнуть при попадании камня в пружину или выходе из строя элементов рулевого управления. Но звонкий металлический звук обычно является симптомом отломанного витка пружины.
- Просадка задней или передней части автомобиля, возникающая при износе или поломке пружин. Проблема чаще всего встречается на машинах, работавших с перегрузкой по плохим дорогам.
Иногда при разрушении витков пружин появляется вибрация автомобиля в движении, усиливающаяся при наборе скорости. Возможно изменение поведения машины при переезде ям или неровностей – изменение жесткости укороченной пружины приводит к сильному поклевке или подпрыгиванию на неровностях.
Определить состояние пружин можно путём осмотра подвески на подъемнике. Если у владельца нет навыков диагностики ходовой части, работы лучше выполнить в сервисе. Причины просадки или поломки пружин подробнее разобраны ниже.
Некачественный металл или старение
При циклических нагрузках, испытываемых пружиной, металл теряет свои характеристики. из-за войны расстояние между витками сокращается, соответственно снижается жесткость. На металле появляются микротрещины, которые проникает в воду, вызывая коррозию. В результате при сильном ударе или перегрузке отламывается один из витков.
Работа с перегрузкой
При перевозке груза весом сверх допустимой подвески работает с перегрузкой. При движении по неровной дороге витки пружины отламываются. Наличие утомительных трещин и следов коррозии дополнительно ослабляет металл. Обычно ломаются пружины задней оси, поскольку на них приходится основной вес груза.
Коррозия
Если автомобиль эксплуатируется по дорогам, зимой щедро посыпанным противогололедными реагентами, то ускоряется коррозия кузова и деталей подвески. Нанесенная на заводах краска не всегда надежно защищает металл – на местах сколов появляются очаги ржавчины. Равномерно коррозия разрушает сталь, сечение проволоки миниатюризируется. В результате пружина лопается даже при номинальной нагрузке.
Неправильный подбор запчастей
Если на автомобиль установлены пружины с пониженной жесткостью, то они быстро просядут или лопнут. Для маркировки жесткости большинство производителей использует цветную маркировку, нанесенную на витки. При выборе новых пружин или покупке деталей на разборке следует выбирать изделия с жесткостью, соответствующей конкретному автомобилю. Жесткость заводских пружин зависит от рынка сбыта, типа двигателя и коробки, а также уровня оснастки.
Способы проверки и советы по ремонту
При отсутствии внешних повреждений в виде отломанных витков пружину можно проверить на жесткость. Для тестирования необходим стенд, растягивающий и сжимающий пружину под тяжестью груза. Для проверки необходимо знать жесткость пружины, кроме того витки многих пружин имеют переменное сечение для обеспечения нелинейной жесткости. Поэтому в большинстве случаев тест пружины – бесполезная затея. Проще просто определить длину пружины в состоянии без погрузки и сравнить значение с цифрами из каталога.
Рекомендации по ремонту:
- Пружины, как и амортизаторы, всегда сменяют паром из-за различных характеристик новых и старых деталей.
- Если при диагностике подвески обнаружено повреждение пружин и амортизаторов, замене подлежат все неисправные компоненты. Некорректное сочетание жесткости новой пружины и вытекшего амортизатора негативно скажется на работе подвески.
- Если обнаружена сильная коррозия металла, то лучше заменить пружины с целью профилактики. При эксплуатации автомобиля по дорогам с реагентами рекомендуется очищать подвеску струей воды из моющего пистолета при каждой мойке.
Вывод
Причиной выхода пружин из строя в подавляющем большинстве случаев является погрузка машины или движение на большой скорости по неровным дорогам. Свою лепту вносят и дорожные реагенты, разрушающие защитный слой эмали и коррозию. В случае поломки пружины сменяют парами, иначе из-за разной жесткости подвеска будет работать некорректно.